Студенты-медики учатся ставить диагнозы, тренируясь на роботе
Ученые Пермского политехнического университета предложили тренировать студентов-медиков на роботе, который имитирует реального пациента на приеме. Совместно с коллегами из Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера и экспертами Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии им. С.Г. Суханова они предлагают использовать искусственный интеллект и роботизированные системы, которые позволят лучше развивать медицинские профессиональные навыки и получать более качественную подготовку в соответствии с современными требованиями и Международным классификатором болезней.
Исследовательская межвузовская группа, в которую входят ученые Пермского "политеха", ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера, а также эксперты ФЦССХ им. С.Г. Суханова и РосУниМеда, предложили тренировать студентов на роботе, который имитирует реального пациента на приеме – это повысит их навык постановки диагноза и разовьет клиническое мышление.
В качестве роботизированной системы использовался антропоморфный робот на базе отечественной платформы Robo-C, разработанной российской компанией Promobot. Ранее учеными Пермского «политеха» для данного типа робота были разработаны smart-челюсть и smart-зубы для практических занятий студентов-стоматологов и повышения квалификации практикующих врачей, а в 2024 году был разработан модуль для введении инъекций в роботе.
Политехники создали для робота специальную лингвистическую базу, описывающую ключевые моменты представленных в эксперименте болезней: анамнез, жалобы, данные физикального осмотра и другие, а также доработали робота в части его применения на клиническом приеме у того или иного врача.
Робот, максимально похожий на человека, обладающий возможностью разговаривать, оснащен специальной программой, значительно улучшает медицинское обучение. Он умеет говорить и имитировать симптомы различных заболеваний, включая критические состояния. Его реакции могут вызываться случайным образом, а также в ответ на те или иные раздражители в рамках заложенных сценариев.
Все это необходимо, поскольку будущим медикам важно увидеть, почувствовать клиническую ситуацию, чтобы быть готовым к встрече с ней в реальной обстановке. На основе искусственного интеллекта робот создает вариации клинического случая, а студент, общаясь с роботом (собирая анамнез) и используя специальный экран для имитации медицинской информационной системы, должен поставить диагноз и назначить лечение.
Как показало исследование, все студенты, которые общались с роботом, успешно справились с постановкой диагноза. Это демонстрирует, что интеграция робот-ассистированных технологий в процесс обучения медиков, в коллаборации со специалистами практического здравоохранения, эффективно помогает им осваивать врачебные навыки. Это позволяет создавать и отрабатывать сценарии с любыми, даже самыми редкими заболеваниями и клиническими состояниями. Политехники также отмечают, что, согласно критериям оценивания, качество лечения, которое назначали студенты, не отличалось у тех, кто работал с роботом, и тех, кто курировал реальных пациентов, что дает достаточно большие возможности для внедрения инновационных методик и подходов, в том числе с учетом изменений в законодательстве при подготовке медицинских специалистов.
Эта работа выполнена при финансовой поддержке Пермского научно-образовательного центра мирового уровня «Рациональное недропользование» (проект «Новые материалы и технологии для медицины», 2024 г.).