6 октября 2025

Более 85 тыс. человек посетили уникальный «Поезд Победы «Молотов»

Более 85 тыс. человек посетили уникальный «Поезд Победы «Молотов» за пять месяцев его путешествия по Пермскому краю. Выставочно-лекционный комплекс стартовал в Перми 9 мая и завершил свое путешествие 28 сентября в Соликамске. За это время он посетил 14 муниципалитетов Прикамья. 

Рекордными по числу посетителей стали Березники (более 7 тыс. человек) и Соликамск (более 6 тыс. человек). Всего было проведено более 800 экскурсий, на которых побывали почти 22 тыс. человек.

Любовь Шимкус, жительница г. Соликамск:

- Это – история, это наша победа. У меня, например, дед погиб на войне.  Радует, что столько детей посещают экскурсии, видно, что им интересно. Обязательно нужны такие проекты для того, чтобы молодое поколение узнавало в разных доступных формах про подвиги своих земляков, и чтобы помнили! 

За пять месяцев работы выставочно-лекционный комплекс «Поезд Победы «Молотов» возглавляли три разных паровоза. Начал путешествие по Пермскому краю паровоз Эм-726-14 – это настоящий ветеран, возил грузы в начале войны. Принял эстафету по передвижению железнодорожного состава П36 или, как его называют в народе, «Генерал». Свое неофициальное прозвище он получил за характерные красные полосы по бокам, напоминающие лампасы. Завершил путешествие ретро-поезд с паровозом ЛВ -355. Именно он считался одними из самых совершенных советских локомотивов с 1952 по 1956 год. Для передвижения ретро-паровозов было израсходовано 576 кг угля.

Алексей Чибисов, заместитель председателя правительства - министр промышленности и торговли Пермского края:

- «Поезд Победы «Молотов» — это уникальный проект, который был запущен в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. За пять месяцев своего путешествия он преодолел почти 2 тыс. километров. Начал свой путь в Перми, а закончил в Соликамске. Этот проект не только иллюстрирует героизм и самоотверженность нашего народа, но и служит важной вехой в сохранении исторической памяти о тех трудных временах.

Выставочно-лекционный комплекс включал в себя 10 разных вагонов, которые наглядно иллюстрировали подвиг жителей Прикамья в тылу. Например, на одной из платформ были установлены фрезерные станки 1920-х и 1940-х годов. Примерно так целые заводы эвакуировали от линии фронта на восток, чтобы заново развернуть производство в тылу.

На другой грузовой платформе были установлены огромные дальнобойные пушки, включая 122-миллиметровую А-19. Именная такая пушка, изготовленная на Молотовском заводе, 20 апреля 1945 года произвела первый выстрел по Берлину. За пушками — вагон-цистерна для нефти, ведь в годы войны Прикамье практически с нуля стало «вторым Баку», снабжая топливом фронт.

Павел Илюшин, директор Пермского НОЦ:

- Некоторые вагоны были открыты для посещения, что позволяло узнать больше о работе ученых в годы войны. Участие Пермского научно-образовательного центра в создании «Поезда Победы «Молотов» предоставляет нам уникальную возможность подчеркнуть значительный вклад уральских инженеров и конструкторов в развитие промышленности в то трудное время. Экспозиции в вагонах и рассказы экскурсоводов были посвящены ученым, которые проводили в годы войны исследования и создавали разработки, а также способствовали дальнейшему развитию промышленности в Перми.

Министерство промышленности и торговли Пермского края и Пермский НОЦ выражают благодарность за помощь в подготовке выставочно-лекционного комплекса «Поезд Победы «Молотов» ОАО «Российские железные дороги, Пермскому государственному архиву социально-политической истории и всем муниципалитетам Пермского края.