11 октября 2022

Валерий Фальков познакомился с планами развития университетов – участников Пермского НОЦ

В рамках рабочего визита в Пермский край Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков познакомился с планами по развитию Пермского университета (ПГНИУ), Пермского Политеха (ПНИПУ) и Пермского агротехунивера (ПГАТУ) – участников НОЦ «Рациональное недропользование». Часть планов – научные и образовательные проекты, связанные с актуальными тенденциями и вызовами для российской экономики. Другая часть – с подготовкой к 300-летию Перми как города, который является одним из университетских центров России.

В Пермском университете глава федерального министерства познакомился с кампусом – комплексом, где расположены учебные корпуса, научные центры, а также общежития. Кампусу более ста лет. Первый корпус университета – ныне памятнику культурного наследия регионального значения – был построен в 1914 году на средства пермского купца Николая Мешкова, основателя и благотворителя вуза. Ректор ПГНИУ Дмитрий Красильников представил Валерию Фалькову и губернатору Дмитрию Махонину проект реконструкции фасада этого корпуса, который был разработан в рамках подготовки к 300-летию Перми.



В рамках визита в Пермский университет также обсуждалась возможность строительства на территории кампуса физкультурно-оздоровительного комплекса. Существующая университетская спортивная инфраструктура создавалась в 60–70-е годы прошлого века, и сейчас требует серьезной модернизации. Глава Минобрнауки России отметил, что новая спортивная инфраструктура должна закрыть потребности студентов не только в базовых видах спорта, но и во многих других направлениях, включая современный фитнес.

В рамках программы «Приоритет 2030» в Пермском университете также разработан проект благоустройства и озеленения территории «Зеленый кампус».

«Кампус — это большое преимущество ПГНИУ. Мало российских вузов могут похвастаться таким компактным сосредоточением учебных зданий и общежитий. Его надо ценить, беречь и развивать тот потенциал, который есть. Кампусу нужна новая жизнь, новый стимул развития, задумки есть очень хорошие. Пространство нужно обустроить так, чтобы оно по-новому заиграло и отвечало современным потребностям» — сказал Валерий Фальков. Он подчеркнул, что в этой работе обязательно должны участвовать и сами студенты.

Валерий Фальков успел посетить и ботанический сад, где ему был представлен проект реконструкции мемориальной оранжереи сада. В оранжерее растет 126-летняя финиковая пальма профессора Александра Генкеля. Сейчас 12-метровая пальма, которая стала неформальным символом ПГНИУ, почти упирается в стеклянный потолок оранжереи.


В рамках обсуждения научно-образовательной деятельности вуза министру был представлен проект «Развитие инфраструктуры поддержки науки» по обновлению исследовательского оборудования университета. Реализуется проект «Цифровые кафедры», направленный на получение студентами, в том числе непрофильных направлений, цифровых компетенций в области создания алгоритмов и программ, пригодных для практического применения.

В 2020 году на базе Пермского университета был создан Центр компетенций НТИ «Фотоника», который объединяет ведущие научно-исследовательские вузы страны, специализирующиеся на разработках в данной области. В университете работает молодежная лаборатория интегральной фотоники. Ведущим индустриальным партнером этого проекта является Пермская научно-производственная приборостроительная кампания (ПНППК). В этом году ПГНИУ и ПНППК приступили к созданию лаборатории особо чистого кварца.

В рамках визит в Пермский край Глава Министерства науки и высшего образования также познакомился с Пермским государственным агротехническим университетом. Летом 2022 года ПГАТУ изменил статус: университет стал одним из 11 аграрных вузов, перешедших из подчинения Минсельхозу РФ в ведение Минобрнауки России.

В Пермском агротехунивере Валерию Фалькову был представлен совместный проект с предприятием АО ОХК «Уралхим» – «Разработка на основе песчаной смеси грунтов для выращивания культур». В рамках проекта изучается возможность применения водорастворимых удобрений линейки «Solar» в качестве подкормки опытных культур. В ближайшее время лаборатория планирует запуск гидропонной системы с использованием удобрений.

В ходе визита особое внимание уделили молодежным проектам, которые разрабатывались в рамках интенсивов, акселераторов федерального и регионального уровня. Среди таких стартапов устройство для фильтрации вредных паров канифоли, дыма и токсичных веществ WindyBox и производство экологичного мармелада из тыквы Pumpkin sweets.

Кроме того, главу Минобразования России познакомили с региональной площадкой всероссийского конкурса для учащихся сельских школ и малых городов «АгроНТИ». Проект вовлекает учеников сельских школ, интересующихся робототехникой, созданием беспилотных аппаратов и другими современными технологиями, в разработку перспективных проектов для агропромышленной сферы. В сентябре при подведении итогов всероссийского конкурса делегация школьников Пермского края стала абсолютным лидером окружного этапа, заняв первые места в номинациях «АгроКоптеры», «АгроКосмос» и «ДоброПчел» и второе – в направлении «АгроРоботы».

Министру также была представлена электронная система, которая позволяет распределять и контролировать учебную нагрузку, формировать расписание и вести учет успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Это дает возможность всем участникам образовательного процесса оперативно обмениваться необходимой информацией. С 2021 года электронной системой обработано более 80 тыс. документов, что позволило сэкономить порядка 1 млн рублей на покупку бумаги для печати.

Валерий Фальков высоко оценил разработку университета, отметив, что опыт создания и применения электронной системы необходимо представить другим вузам аграрного профиля для возможного применения. «С учетом вашей специальности, введение такой системы будет актуальным. Нужно обсудить это», – добавил глава федерального Минобрнауки.

Также в ходе визита обсуждался вопрос содержания учебных зданий, что является неотъемлемой частью создания условий для обучения. Министру представили планы по ремонту главного корпуса университета на ул. Петропавловской, 23 – исторического здания, в котором с конца XIX века располагалась Мариинская женская гимназия. Корпус имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и находится в федеральной собственности. В рамках подготовки к 300-летию Перми уже разработана проектно-сметная документация на ремонт. «Будем надеяться, что средства на это из федерального бюджета будут выделены», – отметил руководитель вуза. Глава университета также добавил, что на сегодняшний день создан попечительский совет, одна из задач которого – сбор собственных средств на обновление здания. В фонд уже поступило более 10 млн руб.

Еще одной частью программы визита Валерия Фалькова стало посещение Пермского Политеха, который совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) участвует в реализации проекта передовых инженерных школ (ПИШ).

Министр ознакомился с работой лабораторий кафедры «Авиационные двигатели» и деятельностью Высшей школы авиационного двигателестроения по направлению «Двигателестроение, искусственный интеллект и цифровые технологии».

Ректор ПНИПУ Анатолий Ташкинов представил уникальный комплекс экспериментального оборудования кафедры «Авиационные двигатели». Исследования, которые на ней ведутся, направлены на обеспечение надежности двигателей и  безопасности полетов в рамках создания двигателей ПД-14 и ПД-35. В исследованиях наряду с преподавателями и сотрудниками кафедры участвуют студенты и аспиранты.



На кафедре оборудованы лаборатории динамической прочности авиационных двигателей и исследования многоцикловой усталости образцов материалов газотурбинных двигателей. В частности, главе Минобрнауки России рассказали, как испытывают на прочность лопатки для двигателей ПД-14, предназначенные для новых среднемагистральных российских пассажирских самолетов МС–21–310. В другой лаборатории Валерию Фалькову представили оборудование для профессионального обучения, в том числе симулятор, который представляет собой двигатель в разрезе и позволяет студентам разбираться в его устройстве и функционировании.

Ректор Политеха рассказал, что университетом для школы разработано семь новых программ магистратуры и одна – бакалавриата. Все они отвечают самым актуальным запросам реального сектора экономики. Среди направлений опережающей подготовки инженерных кадров – проектирование и конструкция двигателей и энергетических установок летательных аппаратов, перспективные технологии создания конструкций авиационной техники из композиционных материалов, цифровые технологии интеллектуального управления процессами и производствами и другие.

В ходе встречи с учащимися Высшей инженерной школы Валерий Фальков подчеркнул, что суть создания таких школ в том, чтобы обеспечить наилучшие условия для профессиональной подготовки студентов, а также для решения новых актуальных вопросов предприятий. Поэтому важно, чтобы у ребят было все необходимое для дальнейшего практического применения своих компетенций. 

Министр отметил, что для достижения этой цели в ПНИПУ уже создана хорошая лабораторная база. Но задача вузов – участников федерального проекта «Высшие инженерные школы» – продолжать совершенствование, создавая наилучшие технические условия.

Глава Минобрнауки акцентировал, что на федеральном уровне принято решение о создании во всех передовых школах в рамках всероссийского проекта специальных пространств для студенческого инженерного творчества: «То, какими будут эти площадки, зависит от самих университетов, их партнеров, ректоров, директоров передовых школ. Включайтесь в эту работу, чтобы результат соответствовал вашим ожиданиям».

В ходе визита в пермский Политех Валерий Фальков также осмотрел два новых общежития университета, открытые с начала этого учебного года. Корпуса, рассчитанные на почти 100 человек, возведены компанией «ЛУКОЙЛ» в рамках заключенного с регионом соглашения о сотрудничестве. Новое современное общежитие, оборудованное всем необходимым, предназначено для проживания студентов-нефтяников и преподавателей университета. Такое взаимодействие с предприятиями – еще одно направление совместной работы с промышленниками по улучшению условий для обучения в вузах.

На заседании Совета ректоров, которое также прошло в Перми в рамках визита Валерия Фалькова, глава Прикамья Дмитрий Махонин подчеркнул, что краевые власти готовы усиливать сотрудничество с вузами Пермского края по разным направлениям и акцентировал, что тесное взаимодействие университетов и предприятий региона в части помощи молодежи с профессиональной ориентацией – один из ключевых векторов на сегодня. «Развитие вузов должно продолжаться с учетом роста нашей промышленности и тенденций региональной и федеральной экономики. Для этого нужно наращивать темпы подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе для производства в машиностроении и оборонно-промышленном комплексе. Но не стоит забывать и про другие наши проекты: развитие фармкластера и агросектора. Подчеркну, Правительство региона будет содействовать координации и совместной работе вузов и предприятий», – сказал губернатор.

Кроме того, Дмитрий Махонин акцентировал внимание на необходимости участия вузов в федеральных проектах, таких как «Приоритет-2030». Это еще одно направление, благодаря которому создаются условия для успешного профессионального роста и самореализации молодежи.