29 марта 2022

В Перми представили новый вид двигателей для аэрокосмической техники

Группа ученых аэрокосмического факультета Пермского Политеха (ПНИПУ) представили новый вид ракетных двигателей, которые работают на гранулированном твердом топливе и открывают новые возможности для беспилотников и околоземных космических летательных аппаратах.

Для разработки нового двигателя ученые проанализировали плюсы и минусы ракетных жидкостных и газотурбинных двигателей, а также работающих на твердом топливе. Представленный двигатель позволяет взять достоинства и нивелировать недостатки «традиционных» силовых установок. Так двигатели на гранулах позволяют регулировать тягу в широких пределах и совершать многократный запуск, как и двигатели с жидким топливом, обладают высокими эксплуатационными достоинствами, как двигатели с твердым топливом.  Кроме того, ракетные двигатели на гранулированном твердом топливе способны работать в экстремальных условиях.

Как отмечают специалисты, применение гранулированного топлива позволяет упростить конструкцию двигателя, т.к. уже не понадобится два топливных бака, как в жидкостном двигателе. Компоненты топлива – окислитель и горючее присутствуют в каждой грануле, «частицы» топлива ожижаются инертным газом и подаются в камеру сгорания, расход топлива можно регулировать.

Одна из областей, где может быть эффективно применена разработка – беспилотные летательные аппараты.

– В случае природных или техногенных катастроф гражданские «беспилотники» смогут безопасно летать на малых высотах, в том числе в сильно задымленных областях, что позволит быстро обнаружить пострадавших и начать операцию по ликвидации ЧС, – говорит д. т. н., профессор ПНИПУ Владимир Малинин.

В космосе ракетный двигатель на гранулированном топливе можно использовать в космических летательных аппаратах, применяемых для очистки околоземного пространства от мусора в целях снижения риска его столкновения с активными спутниками и орбитальными станциями.

Этапы научной работы опубликованы в журнале «Аэрокосмическая техника».