8 сентября 2021

Экологи Пермского Политеха нашли способ ревитализации почв с помощью отходов бурения

При разработке нефтегазовых скважин образуется большое количество отходов, в том числе буровые шламы, которые по мере накопления несут риски для окружающей среды. В сотрудничестве с НОЦ «Рациональное недропользование» и по инициативе одного из нефтедобывающих предприятий Пермского края ученые ПНИПУ провели исследование, результатом которого стало создание техногрунта – смеси из буровых шламов, торфа и органо-минеральных компонентов, которая успешно восстанавливает биологическую активность почв. . Сейчас технология проходит государственную экологическую экспертизу.

— Буровые отходы включают шламы, загрязненные нефтью почвы, грунты, сточные воды. Сами шламы состоят из частиц выбуренной породы, подземных вод, нефти, ее продуктов и буровых растворов. Но они же при добавлении торфа и органо-минеральных компонентов могут быть основой техногрунтов для рекультивации загрязненных земель, – рассказывает доцент кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского Политеха, научный сотрудник Лаборатории рационального природопользования и природоподобных технологий, кандидат технических наук Эльвира Сакаева.

Перед использованием техногрунт проверяется с точки зрения безопасности для территории. Для этого изучают его химический состав и биологическую активность грунтов — качественный и количественный состав микробного сообщества и проверили содержание ферментов.
— Ферменты играют важную роль в почвенных процессах, они «запускают» различные реакции и очень чувствительны к природным и антропогенным изменениям. Поэтому ферментативная активность становится показателем загрязнения или плодородия почвы. Например, высокие концентрации нефтепродуктов и хлоридов подавляют живые организмы и ферментативную активность, а техногрунт позволяет снизить концентрацию загрязняющих веществ и обеспечить разнообразие микроорганизмов — поясняет эколог.

Экологи уже испытали разработку на буровых площадках Западной Сибири и выяснили, что техногрунт не оказывает негативного влияния на окружающую среду. Его можно использовать для технической и биологической рекультивации загрязненных почв. По мнению экологов, технологию можно внедрить на предприятиях нефтегазовой отрасли.

Исследование проведено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках проекта «Разработка научных основ экологически чистых и природоподобных технологий и рационального природопользования в области добычи и переработки углеводородного сырья». Его результаты опубликованы в журнале «Теоретическая и прикладная экология».